Coca-Cola снова пересмотрела подход к главному вопросу ее бизнес-модели: как контролировать производство и дистрибуцию, не приобретая их в собственность.
После нескольких лет очень медленного развития Coca-Cola намерена распродать свои активы в дистрибуции и производстве в США. Компания собирается сосредоточиться на гораздо более прибыльном направлении – изготовлении концентратов.
Такую распродажу, скорее всего, Coca-Cola не планировала, когда шесть лет назад покупала за $12,3 млрд крупное предприятие по бутилированию.
Поначалу предполагалось передать франчайзи грузовики и склады, но сохранять в собственности заводы по розливу напитков. Некоторые предприятия компания планировала закрыть, некоторые – модернизировать. Но в целом у нее в США должны были оставаться мощности, позволяющие быстро наладить выпуск новых продуктов для удовлетворения быстро меняющихся запросов потребителей. Такая модель должна была упростить Coca-Cola прямой диалог с крупными ритейлерами.
Но партнерам Coca-Cola не нужны были грузовики без производственных мощностей. И в сентябре 2015 г. компания согласилась продать некоторые из заводов в США, а в феврале этого года было объявлено, что проданы будут все заводы.
Последние два года инвесторов все больше беспокоила неспособность Coca-Cola добиться запланированной прибыли. Компания становилась потенциальным объектом поглощения, на рынке появились слухи, что в ближайшие годы ее может купить Anheuser-Busch InBev. Руководство Coca-Cola понимало, что подобного сценария необходимо избежать. Продажа активов оказала бы существенное влияние на бизнес: выручка сократилась бы с $44,3 млрд в 2015 г. до $28,5 млрд, зато операционная рентабельность выросла бы с 23 до 34%. Штат сократился бы со 123 000 до 39 000.
К оптимизации бизнеса через продажу активов прибегают и другие крупные компании, например Marriott International, Darden Restaurants и др.
Правда, продовольственные компании обычно предпочитают работать с дистрибуторами, но сохранять производство. PepsiCo не планирует продавать свои крупнейшие заводы по бутилированию в США, приобретенные в 2010 г. за $7,8 млрд.
Coca-Cola традиционно предпочитала работать с небольшими дистрибуторами – они лучше понимают региональную специфику. «Сочетание общенационального с локальным выгодно для обеих сторон», – утверждает Сэнди Дуглас, глава североамериканского подразделения Coca-Cola.
Coca-Cola уже добилась экономии $350 млн в год, хотя пока было закрыто лишь около 10% принадлежащих ей заводов по розливу напитков.
Сейчас у Coca-Cola осталось 68 ботлеров из 73, имевшихся на 2010 г. В числе покупателей остальных предприятий – давние партнеры Coca-Cola, включая Coca-Cola Bottling Consolidated, Swire Pacific и Coca-Cola Bottling United.
Перевел Александр Силонов