Декабрь
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  






Продовольственное эмбарго породило целую сеть поставщиков сыра

Интернет-магазин Chill­cheese начал торговать запретным сыром в декабре 2015 г. Его основали 26-летняя Наталья Новикова, скрипачка и студентка консерватории, и 28-летний юрист Сурен Матевосян. Молодые люди живут в Гамбурге и считают, что бизнес их вполне законен. В Германии они обосновались восемь лет назад, у них есть звукозаписывающая студия, кроме того, они занимаются экспортом студийного и концертного оборудования в Россию, рассказывает Новикова. И теперь решили расширить ассортимент поставок, открыв сырный интернет-магазин.

По гамбургскому счету

Физические лица в России могут легально получать по экспресс-почте из-за рубежа 31 кг продуктов питания (на сумму не более 1000 евро). Chillcheese пересылает сыр в Россию с помощью сервиса доставки товаров покупателям Boxberry. Только надо соблюсти ограничение – в одной посылке не может быть более 5 кг продуктов, говорит Новикова. Любая еда в почтовой посылке должна быть в заводской упаковке, т. е. нельзя взять головку сыра, отрезать кусок и переслать, объясняет Сергей Поткин, руководитель международного отдела Boxberry. Через его службу проходит пять-шесть посылок из сырного интернет-магазина Гамбурга в неделю, уточняет он. Получатели – физические лица и речь идет не о регулярных поставках одному покупателю, поэтому пересылка вполне законна, добавляет Поткин.

Оказывается, можно: продукты, избежавшие санкций

Многие продукты все же останутся на российском рынке

«Вы выбираете сыр на сайте, делаете заказ, оплачиваете его, и через семь дней курьер приносит вам домой охлажденный свежий сыр» – так Новикова описывает услуги магазина в соцсетях. Чтобы сыры по дороге не испортились, их упаковывают в вакуум и кладут в специальный бокс с охлажденным гелием. Заказ на 50 евро и более доставляется бесплатно. Пока объемы небольшие – всего 15 кг в неделю, зато средний чек – около 7000 руб. – гораздо больше, чем у московских магазинов, торгующих сыром, говорит Матевосян. Прибыль Chillcheese составляет около 40%. Основные покупатели – московские топ-менеджеры, предприниматели и их жены, уточняет Новикова.

Интерес к поставкам продуктов в Россию из Европы есть, говорит Поткин. В Boxberry обращалось несколько итальянских интернет-магазинов деликатесов, но для них цена логистики оказалась слишком высокой. Цена доставки такой посылки из Гамбурга – 10–12 евро. Для Chillcheese такой способ оказался по карману, возможно, потому, что они занимаются доставкой еще и музыкальных инструментов, полагает Поткин.

Сырные бутлегеры

Каждый день из Петербурга в Финляндию отправляется 10–20 автобусных туров – маршруток с челноками, говорит Дмитрий Паcнов, совладелец логистической компании Galley Shipping. Если раньше питерские челноки везли из Финляндии запчасти, технику, одежду, то сейчас к ним добавились санкционные продукты питания, знает Паcнов. Формально законов они не нарушают: физические лица могут беспошлинно ввозить в Россию 50 кг продуктов питания (не более чем на 1500 евро). Только при прохождении таможни груз надо иметь при себе и доказать, что они ввозятся для личного пользования.

Для жителей Петербурга доставка сыров из Финляндии и Прибалтики превратилась в популярный бизнес, которым занимаются целые семьи или курьеры-одиночки, судя по объявлениям на сайте Avito. Обычно челноки – это домохозяйки, которые могут потратить на поездку весь день, и заработки у их небольшие, замечает Паснов. Как правило, возят герметично упакованные продукты. Среди хитов – итальянский пармезан, французские и датские сыры с плесенью, финский эдам, Oltermanni производства Valio. На сайте Avito в разделе «Санкт-Петербург» по запросу «сыр Финляндия» только за март выпадет около 50 объявлений. «Мы с мужем на машине утром едем туда, а вечером возвращаемся и, если вы купите больше пяти упаковок, доставим до порога бесплатно», – объясняет жительница Петербурга. Двухсотграммовый кусок пармезана у таких курьеров обычно стоит 550 руб., 900-граммовая упаковка Oltermanni – 600–650 руб.

Белоруссия: страна мидий и бананов

Неожиданные товары из соседней страны

Италия на Воздвиженке

Клиентов у магазинов, подобных Chillcheese, очень мало: человек не только должен быть состоятельным, но и хорошо разбираться в сортах сыра, считает Поткин. Но ничтожно мало людей, способных отличить горгонзола от рокфора. К тому же они могут купить санкционные французские сыры (завезенные, например, из Белоруссии) в московских супермаркетах, говорит Паснов. На дорогие сыры вроде камамбера, пармезана, моцареллы традиционно приходится всего 1–2% продаж сыра в России, отмечает Андрей Даниленко, предправления Национального союза производителей молока. А сейчас российские покупатели переключаются на более дешевые «сырные продукты» с добавлением пальмового масла.

Ввозной поток

По официальной статистике Союзмолока, в 2015 г. на долю сыров приходилось около 31% импорта молочных продуктов в стоимостном выражении, на молодые сыры и творог – 7%. Только с сентября по декабрь 2014 г. с российского рынка ушли страны, обеспечивающие ранее до 38% всего импорта молочных продуктов: Финляндия (сливочное масло и сыры), Нидерланды (сыры), Германия (сыры и сыроподобные продукты), Литва (сыры), Польша (сыры), Франция (сливочное масло, сыр, молочная сыворотка). За 2013–2015 гг. доля сыров в структуре импорта молочных продуктов в Россию сократилась с 56 до 38%. Основным поставщиком сыров и творога в Россию является Белоруссия (81% – по итогам 2015 г.).

В марте в Москве пройдет гастрономический фестиваль Italian Week, который проводят уже четвертый год подряд. Его организаторы в мае 2015 г. решили открыть интернет-магазин, который торгует итальянской кулинарией и продуктами, как рассказала Екатерина Антошкина, совладелица проекта. Для приготовления блюд итальянской кухни наняли итальянского шеф-повара Роберто Бруно. Сыры фигурируют в каждом втором заказе интернет-магазина, а средний чек составляет 3500 руб., говорит Антошкина.

На сайте Italian Week Market, к примеру, можно приобрести сырную тарелку за 3590 руб. – ассорти из пармезана, горгонзолы, молодого пекорино с фисташками и вялеными помидорами, рикотты, проволоне и проч. Есть сервис доставки, но некоторые покупатели приезжают за своими тарелками с сыром в пункт самовывоза на Воздвиженку. «Когда погода хорошая, бывает пять заказов в день, а в удачные дни – до 30», – рассказывает она. У Italian Week Market несколько надежных поставщиков, которые вышли на магазин сами. Из 18 видов сыра половина итальянские, половина сделана в России по итальянским технологиям. Российские сыры имеют нестабильное качество, говорит Антошкина, но и настоящих ценителей сыра немного. «Нам жаловались на пармезан, в котором попадаются комочки, хотя для этого сорта хрустящие включения – норма», – приводит пример Антошкина.

Лавка сыролюба

Можно выстроить успешную сырную розницу, не торгуя запретными продуктами вообще, убежден бывший руководитель проектов Бюро кредитных историй Equifax Александр Крупецков, который открыл маленький магазин «Сырный сомелье» за месяц до введения санкций. Так вышло случайно, рассказывает он. Сейчас у Крупецкова две точки – недалеко от метро «Достоевская» в одном торговом зале с магазином «Австрийские вина» и на мосту «Багратион». Средний чек составляет 1200–1500 руб., а продажи – 1 млн руб. в месяц.

Инвестиции в магазин и первую партию сыра составили 700 000 руб. Ассортимент был сформирован по рекомендации русской владелицы сырного магазина из Бельгии, но в Москве эти сорта никто не покупал. Следующую партию – французских и итальянских сыров – Крупецков успел купить до эмбарго. Когда ввели запрет в августе 2014 г., Крупецков сразу же поехал к поставщикам и закупил товара на два месяца вперед. Когда полки обычной розницы опустели, столичные сыролюбы потянулись к нему. Это помогло «Сырному сомелье» сделать имя.

Управлять сырной розницей, когда отрасль лихорадит, непросто: за полтора года Крупецкову пришлось несколько раз менять ассортимент. До середины лета в 2015 г. можно было торговать безлактозным сыром, но потом и его запретили, рассказывает он. Сейчас 50% ассортимента «Сырного сомелье» занимают швейцарские сыры и 30% – российские производители, как правило небольшие сыроварни: «Авторские сыры Кузнецова», сыроварня «Полянка», экоферма «Никольскульская», «Коза ностра», сыроварня Ларисы Фоминой, «Лефкадия». Всё остальное – Тунис, Сербия, Марокко, Уругвай, Аргентина. Российские производители сами приносят «Сырному сомелье» на пробу свою продукцию. Крупецков признается, что на него не раз выходили поставщики нелегального сыра с предложениями о сотрудничестве, но предприниматель всем отказывал. «Ко мне часто приходят проверки – зачем мне это?» – объясняет Крупецков.