Март
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  






Владелец хабаровского аэропорта будет расширять его вместе с японскими инвесторами

В Токио представители японской Sojitz Corporation и российская делегация договорились, что новый пассажирский терминал хабаровского аэропорта построит совместное предприятие, в котором 51% будет у аэропорта, а 49% – у консорциума японских инвесторов, сообщила хабаровская краевая администрация. Координировать работу будет Sojitz, управлять терминалом – Japan Airport Terminal Co. В составе делегации были полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк. Басюк подтвердил «Интерфаксу», что есть план создать СП в таких долях.

Пропускная способность нового терминала будет 4,5 млн человек в год, сообщает краевая администрация, планируются также гостиница, торговый и выставочный центр.

Пресс-службы аэропорта, Sojitz и Japan Airport Terminal Co. на запросы вчера не ответили.

«Компания Japan Airport Terminal, управляющая крупнейшим в Японии и пятым в мире аэропортом «Ханеда» (Токио), заинтересована войти в проект. Его стоимость – до 7,5 млрд руб. Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) предоставит до 3 млрд руб., японская сторона – до 4 млрд руб.», – сообщил представитель ФРДВ.

ФРДВ – «дочка» ВЭБа, фонд выделяет средства на срок до 10 лет под 5% под поручительство инициаторов, говорится на его сайте.

Sojitz, сообщается на ее сайте, принадлежит 176 000 акционеров, крупнейший – Japan Trustee Services Bank (10,33%), среди других крупных акционеров – японские и американские банки. У корпорации около 400 дочерних предприятий примерно в 50 странах, которые занимаются торговлей, производством и финансированием в автомобильной, химической, пищевой и других отраслях.

Среди полутора десятков наиболее загруженных аэропортов только симферопольский, уфимский и хабаровский не контролируются профильными инвесторами. Два первых принадлежат региональным властям, хабаровский – на 79% ЗАО «Кварц-инвест», на 11% – Panadero Investments Ltd., их бенефициары не раскрываются, 10% у международного аэропорта «Инчхон» (Сеул). Аэропорт контролирует Басюк, утверждают менеджеры двух аэропортовых холдингов и федеральный чиновник.

В России четыре инвестора в региональные аэропорты: «Аэроинвест» Арсена Канокова, «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Базэл аэро» Олега Дерипаски с сингапурской Changi и «Новапорт» Романа Троценко. «Переговоры с Басюком были у всех, все бы с удовольствием аэропорт взяли», – уверяет менеджер одного из инвесторов. «Хороший объект для инвестиций, крупнее, чем Пермь и Красноярск (вошли в состав холдингов в 2015 г.), естественно, так или иначе его все смотрели», – говорит менеджер другого инвестора. «Новапорт» на запрос не ответил, представители трех других холдингов от комментариев отказались.

«Басюк хочет быть самостоятельным, не готов продавать, СП с японцами исключает продажу профильным российским холдингам», – продолжает один из собеседников. Холдингам миноритарная доля в аэропорту была бы неинтересна, уверен другой.

Хабаровску географическое положение дает больше шансов стать хабом, чем Владивостоку. Но владивостокский аэропорт реконструирован к саммиту АТЭС 2012 г., а Хабаровск в разбитом состоянии, владелец давно деньги искал, говорит федеральный чиновник.

«Владивосток (у аэропорта «Шереметьево» его покупает консорциум «Базового элемента», Changi и РФПИ) и Хабаровск – прямые конкуренты за потоки, прежде всего грузов, из Китая и Юго-Восточной Азии, – говорит менеджер аэропортового холдинга, – в ближайшие три года станет понятно, кто победит. Хабаровск удобнее, но все будет зависеть от менеджмента и хозяев».

Хабаровск несколько лет опережал Владивосток по пассажиропотоку (1,7 млн и 1,67 млн человек в 2015 г. соответственно), но в I квартале 2016 г. уступил ему: 336 500 против 356 000 человек (данные Росавиации). Выручка хабаровского аэропорта в 2014 и 2015 гг. была по 2 млрд руб., а чистая прибыль – 833 млн руб. в сумме.

«У крупных иностранных операторов большой опыт в строительстве и управлении терминалами, японский оператор хорошо знает Азиатский регион, ему легче будет привлечь азиатский трафик и сделать из Хабаровска транзитный узел», – говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. Аэропорты во всем мире при грамотном управлении – высокомаржинальные активы, интересные крупным инвесторам, как Changi или Fraport (миноритарий «Пулково»), заключает он.