Январь
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  






Как крупным российским компаниям развивать инновации

Темпы внедрения инноваций в крупных российских компаниях далеки от мировых образцов. Бизнесу мешают четыре препятствия, и три из них преодолимы в среднесрочной перспективе.

Отсутствие конкурентной среды. В России очень мало компаний, которые действительно нуждаются в инновациях для развития своего бизнеса. Государственные корпорации фактически не имеют конкурентов и, как следствие, не сталкиваются с задачами сокращения сроков выпуска новых продуктов. У собственников частных компаний также очень часто не хватает амбиций для того, чтобы ставить серьезные долгосрочные цели. Как только появятся цели, которые можно было бы решать, развивая инновации, дело сдвинется с мертвой точки.

Нет понимания, с чего начинать. Невозможно сегодня заняться инновациями, а завтра получить конкретные результаты. Инновации бывают четырех основных видов: в процессах, в сервисах, в продуктах и стратегические инновации. Можно начать с более простых видов. В российских компаниях есть очень большой потенциал для усовершенствования процессов: освоения новых методов производства и работы с клиентами и реорганизации производства. Их легче обосновать, нежели серьезные инвестиции в продуктовые или стратегические инновации.

Нехватка кадров. Для развития инноваций необходимы нетипичные для крупного бизнеса сотрудники – предприниматели внутри больших корпораций. Такие специалисты должны обладать знаниями в области маркетинга, технологической экспертизой и руководящим опытом, должны понимать, чего хотят потребители, и т. п. Быстро изменить корпоративную культуру на предпринимательскую невозможно, поэтому имеет смысл выделить инновационную деятельность в пилотные проекты или особые подразделения. Хорошим примером такого подхода является Альфа-банк, который запустил «Альфа-лабораторию» – специальное подразделение, занимающееся разработкой инновационных IT- и финансовых продуктов. Через «Альфа-лабораторию» прошло больше 150 проектов новых банковских продуктов, включая интернет- и мобильный банк, p2p-переводы. Активную роль в развитии подразделения играют бывшие предприниматели, ставшие сотрудниками «Альфа-лаборатории».

Неумение пользоваться инновационной экосистемой. На рынке существует много возможностей для поиска перспективных технологических разработок, которые нуждаются в инвестициях. Работает множество венчурных фондов; по подсчетам институтов развития, в России каждый год появляется около 5000 стартапов. Все больше университетов запускают программы технологического трансфера. Большой компании надо, прежде всего, заявить на рынке, что она заинтересована в новых разработках и что к ней можно приходить с идеями. Здесь помогут конкурсы – например, группа ОМЗ «Криогенмаш» совместно с компанией «Алроса» в четвертый раз проводит конкурс «Техностарт», целью которого является отбор машиностроительных и технологических проектов в металлургической и энергетической областях.

Многие международные корпорации – Procter & Gamble, Johnson & Johnson, General Electric, Google – являются платформами для непрерывного поиска инноваций внутри и за пределами компании. Но превращение российских крупных предприятий в подобные платформы – процесс небыстрый. В Германии на вовлечение немецких госкомпаний в инновационную активность ушло несколько десятилетий. Первые программы инновационного развития в России появились только в 2010 г., но уже сейчас отдельные компании и люди начинают менять психологию российского бизнеса. Самое главное – оказать им поддержку.

Автор – заместитель генерального директора Российской венчурной компании